Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В МОУ Детском саду № 297 разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
План развития по обеспечению доступности для инвалидов
Справка об условиях в МОУ для детей ОВЗ
Адаптированная образовательная программа ДО для обуч с ОВЗ
ФАОП ДО размещена на сайте комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области http://obraz.volgograd.ru/upload/iblock/5fl/prikazy.zip
Консультации для родителей
Организация-и-проведение-артикуляционной-гимнастики
Как-развивать-речь-младших-дошкольников
Необходимость-развития-мелкой-моторики
Индивидуальная работа с воспитанниками
В МОУ Детском саду № 297 организована индивидуальная работа с воспитанниками:
согласно планам работы воспитателей, плану работы учителя- логопеда.
На 09.01.2023г. в МОУ Детском саду № 297 нет детей с ОВЗ и инвалидов.
— с детьми, испытывающими трудности в процессе усвоения Основной образовательной программы ДОУ
На 09.01.2023г. МОУ Детский сад № 297 нет детей, испытывающих трудности в освоении Основной образовательной работы; если они выявляются, то с ними осуществляется индивидуальная работа согласно планам работы воспитателей, плану работы педагога-психолога, учителя-логопеда, для детей составляется индивидуальный план (на основании Протокола заседания ППк детского сада).
— с воспитанниками «группы риска»
На 09.01.2023г. МОУ Детский сад № 297 таких воспитанников нет.
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
Распоряжение Минпросвещения России от 09_09_2019 N Р-93 Об.pdf
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 07 2020 N373.pdf
Правовое обеспечение организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида(ребенка-инвалида):
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказ Минтруда России от 15.10.2015 N 723н (ред. от 29.05.2020) «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой
Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На 09.01.2023 г. МОУ Детский сад № 297 нет детей
с ОВЗ и инвалидов, получающих образовательные услуги по адаптированной основной образовательной программе ДОУ
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
В ДОУ оборудован и функционирует совмещенный кабинет:
— для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР) инвалидов:
— кабинет психолога, для индивидуальной и подгрупповой диагностической, психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, консультаций для педагогов и родителей;
— учителя-логопеда, для коррекционных речевых занятий. Проведение индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности с детьми, консультаций с родителями.
Специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами по зрению, с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата в ДОУ не имеется.
Информация об объектах для проведения практических занятий приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду объектов для проведения практических занятий для использования инвалидами по зрению, с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата нет.
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально выделенной библиотеки не имеется.
Детская литература представлена в групповых помещениях.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР), инвалидами являются:
Физкультурный зал,
Спортивные уголки в групповых комнатах
Игровая прогулочная площадка, оборудованная малыми архитектурными формами
В детском саду объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами по зрению, с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата нет.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеются необходимые средства обучения и воспитания (игрушки, пособия, материалы, игры, оборудование, ТСО, компьютерная техника) для реализации по необходимости адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР, адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР , ООП ДОУ.
Средства обучения и воспитания.docx
В детском саду средств обучения, приспособленных для использования инвалидами по зрению, с нарушением слуха нет.
Информация о специальных условиях питания
Специальных условий питания нет.
В групповых ячейках организовано 4-х разовое (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник) полноценное сбалансированное питание. При составлении 20-дневного меню соблюдаются требования нормативов калорийности питания, проводится витаминизация третьего блюда. Организация питания проводится с учётом физиологических потребностей детей в калорийности и питательных веществах, в соответствии с нормативными документами:
— СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»http://edu67.ru/files/806/san-pin-1-2-3685-21.pdf
- САНПИН 2.3/2.4.3590-20 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» https://mru92.fmba.gov.ru/upload/iblock/468/SanPiN_2.3_2.4.3590_20.pdf
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется 1 медицинская сестра, 1 медицинский кабинет,1 изолятор. Имеется медицинская лицензия на осуществление медицинской деятельности. Медицинское обслуживание воспитанников ведется согласно договору «О сотрудничестве по проведению совместной оздоровительной и профилактической работы воспитанников МОУ Детского сада № 297 и ГУЗ «Детской поликлиникой № 15».
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Информация об электронных образовательных ресурсах, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ воспитанников к электронным образовательных ресурсам не предусмотрен.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования приспособленные для использования детьми с ТНР и с ЗПР являются: мультимедийные комплексы (проектор и экран), интерактивные доски, ноутбуки, телевизор.
В детском саду специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, приспособленных для использования инвалидами по зрению, с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата нет.
Информация о наличии жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МОУ отсутствует общежитие и интернат.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Оборудование территории, прилегающей к МОУ Детскому саду № 297, и помещений с учётом доступности для инвалидов:
- Оборудование входных групп пандусами, платформами (безбарьерная среда)
- Наличие выделенных стоянок для авто инвалидов:
- Письмо о размещении дорожного знака
- Наличие поручней, расширенных дверных проемов
- Наличие сменных кресел-колясок
- Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений
Обеспечение в МОУ Детскому саду № 297 условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне со всеми
- Дублирование для лиц с ОВЗ по слуху и зрению звуковой и зрительной информации
- Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации шрифтом
- Возможность предоставления услуг сурдопереводчика
- Альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению
- Работники, прошедшие необходимое обучение по сопровождению инвалидов в организации
- Дистанционные услуги
Дистанционное сопровождение позволяет оказать семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогическую помощь в режиме онлайн и по электронной переписке. Консультации специалистов МОУ Детского сада № 297 по телефону и с помощью видеосвязи предоставляют родителям детей с ограниченными возможностями здоровья следующую помощь:
— получить рекомендации по созданию комфортных условий для развития ребенка в домашней обстановке;
— получить психологическую, эмоциональную помощь и поддержку;
— приобретать навыки и приемы конструктивного взаимодействия родителей с ребенком;
— проводить психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу с ребенком (рекомендации по вопросам — речевого, когнитивного, эмоционально-волевого развития ребенка);
— решить вопросы социальной адаптации и расширения коммуникативного потенциала детей-инвалидов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России реализуется программа «Доступная среда». Сайт Государственной Программы РФ «Доступная среда» https://zhit-vmeste.ru/
«Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает «включенность». Инклюзивное образование обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в учреждение доступной среды, позволяющей детям-инвалидам получить современное дошкольное образование, направленное на улучшение их качества жизни и интеграцию в социум.
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России при содействии Благотворительного Фонда Сбербанка «Вклад в будущее» запустил онлайн-проект «Центр помощи детям с трудностями в обучении» (далее-Проект). Цель Проекта – оказание бесплатной информационной, методической и консультационной помощи по вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями, при поддержке логопедов, психологов, нейропсихологов, врачей и юристов.
Проект предназначен для специалистов, работающих с детьми имеющих трудности в обучении (информационная и методическая поддержка, обеспечение доступа к современным лекционным материалам, вебинарам, дискуссионным площадкам), а также для родителей, воспитывающие детей с трудностями в обучении (первичная онлайн-консультация, диагностическая консультация, рекомендации по развивающим занятиям).
Подробная информация доступна на сайте: https://disleksiya.net/
«Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» оказывает помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста:
Буклет 1.pdf
Листовка_1.pdf
Контакты: г. Волгоград, ул. 64-й Армии, 111 а
Телефон: 66-04-72, 44-89-65
Сайт: ppms.ucoz.ru
Приказ МИН РФ от 19.12.2014 №1599 Об утверждении ФГОС для детей с интелллектуальными нарушениями.pdf
Приказ МИН РФ от 19.12.2014№_1598 Об утверждении ФГОС — ОВЗ.pdf
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области — Видеокурс Жить вместе.pdf
Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ.pdf
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов.pdf
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).pdf
Конвенция о правах ребёнка.pdf
Конвенция о правах инвалидов.pdf
Декларация о правах инвалидов.pdf
Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям 22.03.2022